Главная - Другие виды спорта - Шахматы - Журавлев и Рашковский: «Главное - не проигрывать в команде»

Журавлев и Рашковский: «Главное - не проигрывать в команде»

Автор: Борис Аболин   
Фото: Борис Аболин   
26.06.2009 г. 19:31
Сергей Журавлев и Наум Рашковский Как индийские шахматисты обучались правилам игры в дартс, почему Мария Лысенко проиграла в конкурсе решения шахматных задач, как в свое время эти задачи решал за Наума Рашковского Анатолий Карпов, и за что Наум Николаевич критикует Александра Грищука — читайте в очередном материале по итогам программы «Тайм-аут» на радиостанции «Город ФМ» 107,6.

Детский шахматный турнир, приуроченный к визиту в Екатеринбург лидеров стран ШОС, благополучно финишировал. Для России, может, конец и не совсем счастливый, ведь долгое время лидируя, наши юные гроссмейстеры пропустили вперед команду Узбекистана. Впрочем, как рассказали в интервью нашим информационным партнерам, программе «Тайм-аут» на радиостанции «Город ФМ» 107,6, международный гроссмейстер Наум Николаевич Рашковский и тренер Уральской шахматной академии Сергей Журавлев, о втором месте до старта турнира можно было только мечтать.


ДВОРКОВИЧУ НАДО УСИЛИТЬ КВАЛИФИКАЦИЮ

С учетом того, что Уральская шахматная академия появилась почти на голом месте, благодаря стараниям губернатора, нынешнее мероприятие в какой-то степени можно назвать прорывом,— начал беседу Наум Николаевич Рашковский.— Да и идея этого турнира тоже принадлежала Эдуарду Эргартовичу и помощнику президента РФ Аркадию Дворковичу. Его, кстати, я знаю почти с рождения, и благодаря ему на Екатеринбург обращают внимание как на крупный шахматный центр страны.

- А в шахматы с Аркадием Дворковичем вы не играли?
Нет. С Жуковым играл. А с Дворковичем играл мой товарищ, замминистра спорта области Салов. Если  играю в шахматы, то играю серьезно, чтобы выиграть. Но, глядя на результаты Аркадия, отмечу, что квалификацию ему надо бы усилить (смеется). А Жуков, президент федерации, страшно сопротивляется. Но я никому поблажек не даю.

- Насколько оправдал ваши ожидания прошедший детский турнир?
Н. Р. Мы просто хотели посмотреть, как выступят наши дети против соперников из других стран, тем более таких шахматных держав, как Китай и Индия. Но отмечу, то сборная России была представлена чемпионами России. Выступили детишки хорошо, даже лучше, чем я ожидал, заняли второе место. Но по идее могли взять и первое место. Это помешали сделать труднообъяснимые ошибки, причем мягко говоря «труднообъяснимые». Причем победу мы могли одержать и в основном турнире, и быстрых шахматах.

Если бы мне сказали о втором месте до начала турнира, я бы посчитал это удачей,— вступает в разговор тренер сборной России на турнире Сергей Журавлев. — А сейчас уже обидно, думаю, что просто фортуна отвернулась. С шахматной точки зрения и с учетом квалификации ребят те ошибки, которые они допустили, не должны были произойти. Важно другое — что ребята сыграли на уровне лидеров мировых шахмат. Академия у нас еще достаточно молодая, потому мы ориентируемся на подрастающее поколение.  Результат, показанный тем же Колей Голиковым на турнире стал абсолютно лучшим индивидуальным результатом. Он дважды обыграл фантастически талантливого узбекского мальчика. И в этом отношении итог турнира я оцениваю позитивно.

ГОЛИКОВУ ЕЩЕ НАДО МНОГО РАБОТАТЬ

Если можно — несколько слов о каждом из участников сборной, как бы вы оценили его выступление?
С. Ж.: На первой доске у нас играл Владимир Матвеев. Очень сильно провел турнир, за исключением трагической ошибки в партии с командой Китая. В абсолютно выигрышной ситуации взялся не за ту фигуру. Вторая доска — Дима Андрюков, вот ему было, пожалуй, посложнее остальных. Здесь даже был допущен некоторый провал, поскольку Дима не набрал и 50% очков. Может, было ошибкой включить его в сборную. У нас были и другие талантливые ребята, но  кого-то были свои проблемы — со сдачей ЕГЭ, с каникулами. Возможно, это моя недоработка. Маша Лысенко играла здорово, это тем более приятно, что девичья доска была очень сильная. Ей пришлось сыграть и с индуской, участницей Олимпиады, и с очень сильной девочкой из Узбекистана. Да и чемпионку России Диану Самигуллину Маша обошла. Она опытный боец, и выступила очень достойно.

- Если говорить о Николае Голикове, можно ли его назвать лидером свердловских детских шахмат, своеобразным эталоном, примером для сверстников?
С. Ж. Чтобы соответствовать этим эпитетам, Коле еще нужно много и много работать. Он еще маленький, хоть и талантливый мальчик. Так что у него все впереди. Нужно много вложить и тренерам, и самому Коле, чтобы он стал лидером.  

- Вы с ним часто играете?
Н. Р. Я с ним играл на сеансе одновременной игры. А вообще много раз сидел с ним за одной доской. Он шустрый парень, один раз вырвал ничью, причем чуть не заматовал меня.

-Наум Николаевич, если что — в «Урал» его возьмете?
Н. Р. Хоть куда возьмем, лишь бы я в это время руководил сборными. Но данные у него есть, и очень хорошие.

- Сергей Иванович, а когда вы готовили ребят к турниру, на что больше всего обращали внимание?

С. Ж. Я еще за 2 месяца до начала турнира узнал о назначении на должность тренера сборной. Время было, но здесь возникла такая сложность. Мы ничего не знали о тех ребятах, против которых нам предстояло играть. Мы с ними нигде не пересекались. А они наоборот — были прекрасно осведомлены, потому что информация о чемпионате России и международных состязаниях с участием россиян всегда и везде хорошо подается. К тому же почти все соперники из Азии — а азиатские соревнования плохо освещаются в прессе.
Кроме того, мы с ребятами участвовали в первенстве России в Костроме, был сбор в Даргомысе. В общем, период подготовки был достаточно напряженным, и готовились мы очень серьезно.


- Китайские и индийские шахматисты особо не блестнули, китайцы в призеры в итоге так и не попали. На ваш взгляд, с чем это связано?

Н.Р.  Не особо я знаком с китайской командой, допускаю, то они просто-напросто не особо сильный состав прислали. Но играли детишки очень даже неплохо. Может, просто все остальные играли здорово, все старались побеждать.
А вот то, что победили узбеки, меня ничуть не удивило. У них всегда была сильная школа в советское время. Я сам участвовал в 10 турнирах, когда жил в Алма-Ате и был старшим тренером сборной Казахстана. Ташкент рядом, так что  ездил с друзьями на все мемориалы. Мы породили группу сильнейших гроссмейстеров, и результатом стало второе место сборной Узбекистана на Олимпиаде 1992 года. Что касается детской узбекской школы, она тоже была очень сильной. Несколько лет назад от нас туда уехал один из сильнейших шахматных теоретиков Георгий Константинович Борисенко. Он возглавил школу в Узбекистане. Там прекрасный тренер Пинчук, энтузиаст шахмат Юзик Шнайдер. Там подобралась такая группа, которая тянулась к высшим званиям. Так что подготовка была усиленная. А в теоретическом плане одна из сильнейших. Даже не припомню, чтобы у нас в России была такая школа.


ОБУЧАЕМЫЕ ИНДУСЫ


- В программу турнира был включен и конкурс по составлению шахматных задач.

 Н. Р. Честно говоря я на своем веку вообще не помню, чтобы он попадал в какой-то турнир. Могу сказать, что это интересно. Помню, как нас пытались заставлять решать эти задачки  школе Ботвинника. Но поскольку мы уже были приличного возраста, задания за нас выполняли два малыша — Анатолий Карпов и Юрий Балашов. А я,гроссмейстер Разуваев и мастер Дубинский только ждали, когда они нам все это решат и  расскажут, а то нам некогда было.

- Сергей Иванович, а как вы с ребятами отрабатывали решение задач?
С. Ж.  Этот элемент очень важен, он развивает шахматную память, счетные способности, чувство фигур, геометрию доски. Вообще конкурс решателей всегда проходит отдельно. А здесь была выбрана форма составления задач на мат в два хода. Над формой, конечно, надо работать. Но это очень интересно.
Предлагается позиция, и нужно предложить ее решение, во-первых, быстро, а во-вторых, правильно. Позиция одинаковая. Удивительно, что победу одержали не индусы, но тут вступил в дело командный фактор. Два мальчика-индуса очень быстро и грамотно решили задачу, а девочка очень хорошо играла, но не поняла, что от нее хотят.

Н. Р. Наша Маша Лысенко тоже запуталась. Написала в спешке, что пешки идут не в ту сторону. Не посмотрела на доску, записала ход и ей засчитали поражение.

С. Ж.  Там еще с часами были проблемы. Допустим, садятся два участника решать задачу, а отсчет времени для одного участника запускается чуть позже, чем для второго. Допустим, если я сел решать на 5 секунд раньше,  все равно выиграю, даже если буду решать медленнее соперника. Это наша недоработка, будем думать, как исправить ситуацию.

- Кстати, вопрос — а как вы готовите детей в том плане, что играть им придется не только за себя, но и за команду? Ведь шахматы — самый что ни на есть индивидуальный вид спорта, а тут — необходимо настроить ребят, что они играют и друг за друга.

С. Ж.  Безусловно, чем увереннее играешь ты, тем увереннее чувствуют себя твои товарищи по команде. Но шахматы игра действительно очень индивидуальная. И задача у нас была выиграть именно командой, а не показать какой-то сильный индивидуальный результат. Вот на это мы ребят и настраивали.

Н. Р. Могу добавить, с учетом того, что я уже 50 с лишним лет в шахматах на официальных турнирах. С 1958 года я в сборной России. Я всегда даю установку, что шахматы — командная игра, и нельзя подводить своих товарищей. Вот у нас в «Урале» в чемпионате России мы проиграли в апреле последней команде состязаний из Воронежской области. А все потому что Саша Грищук, как говорится, отмочил в дебюте. Увел куда-то в тыл ферзя на четвертом ходу, и в итоге его там замуровал. Я ему потом говорил: «Саша, может, это был и хороший ход, но выиграть он тебе не позволил. На тебя с ужасом смотрели все ребята, мы матч проиграли, в итоге заняли второе место». Поэтому всегда важно помнить — нельзя в команде проигрывать. Ведь иначе и соседи будут волноваться, увидев, то у тебя какая-то непонятная позиция. И вместо того, чтобы спокойно довести свою партию до победы, они начнут волноваться и сами, не дай Бог, не смогут выиграть.  

- Но детям наверняка все в любом случае понравилось. В том числе и культурная программа..

С. Ж. Это уникальная картина, как ребята сдружились друг с другом, почти не зная языка, ну с индусами еще более менее кто-то говорил на английском. На них произвела колоссальное впечатление и поездка по городу, и турниры, и экскурсия в аквапарк. Удивляли индусы — накануне турнира в дартс они даже правил не знали и спрашивали, а что нужно делать. И в итоге выиграли турнир. А их тренер поучаствовал в шуточном номере «укрощение шахматного коня». Вообще индусы очень обучаемые люди. Нужно было смотать ленточку, на конце которой находилось некое подобие коня. Участвовали индус и узбек. Индус снова долго спрашивал: что это такое? Ну они ведь в Индии даже о лошадях представления не имеют. А тут взяли и выиграли.

Н. Р. На коня эта штука была с трудом похожа, скорее на ослика. А мы еще задали вопрос: катались ли вы на конях? Индус сразу большие глаза сделал от удивления, а узбек честно признался: нет, не катался. Тут мы принесли этих животных, и уже узбек стал долго разбираться, как тянуть бечевку. А пока он разбирался, индус уже тянул. И выиграл.

- А вы, Наум Николаевич, еще и в шоу мыльных пузырей поучаствовали…

Н. Р. Как раз хотел об этом рассказать. Это был такой гигантский шар, внутри которого катались дети. Шар прозрачный. И ребятишки, чтобы в него попасть, устраивали настоящую свалку. Им страшно понравилось. А когда мне предложили, я с удовольствием встал и меня накрыло пузырем. Не знаю, сфотографировал ли кто-то?

А в шахматы там сыграть спели?
Н. Р. Нет. Даже в блиц не успели бы.

НУЖНО РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ С ТРЕНЕРАМИ.

- Как дальше будет развиваться Академия шахмат? И как ей помог этот турнир?

Н. Р.  У нас большие трудности с финансированием. Всему виной кризис. Возникли сложности с тренерами. Мне пришлось нескольких специалистов даже в отпуск отправить. Но проблему тренеров надо срочно решать. Отправил я в отпуск и наших гроссмейстеров, а их надо привлекать к ребятам, чтобы они и Сергею Ивановичу помогали. И , конечно, самая главная задача — построить академию. Проектирование уже идет, но всему виной кризис. Будь у нас собственное здание уже построенное, мы бы финансовые катаклизмы вообще не почувствовали.

- Как удачно и оперативно проходит процесс омоложения, и когда в основном составе того же «Урала» смогут играть не 1 коренной свердловчанин, а, cкажем, трое-четверо?

Н. Р. Опять же все это зависит от финансирования. Мы взяли курс на омоложение, принимаем теперь ребятишек в шахматную школу даже с 5 лет. У нас есть талантливые кадры, но им нужно помогать развиваться и не останавливаться на достигнутом. Сергей Иванович уже выискивает таланты среди них. Уже 2 или 3 человека у нас есть. Не знаю, сколько нам лет понадобится, но это будущие гроссмейстеры.





 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии (авторизация/регистрация).

« Пред.   След. »